16-17 мая - скатались в Финляндию

16-17 мая - скатались в Финляндию [#222553]18.05.2010 13:32
Zverik
Ну я не знаю, где ещё похвастаться, поэтому буду здесь :)
Проехали классические Выборг-Лаппеенранта-Иматра.
Первый день ехали совершенно в формате хитрой команды:
остановились на перекус только в Коннунсуо, через 65 км после
старта :) Первый день — 135 км, второй — 80.
Общий набор высоты за два дня — 7090 м.
Маршрут в виде картинки здесь.
Ночевали в Мансикке, 15€ с человека. Поэтому груза было — рюкзак
да велосумка. От Иматры ехали на машине АХ.
Фото позже.
Re: 16-17 мая - скатались в Финляндию [#222555]18.05.2010 13:49
Zverik
хотя, кажется, с набором высоты я поспешил: почитал трек, нет
доверия навигатору. На абсолютно горизонтальной дороге вдоль
сайменской канавы высота от 60 до 160; плоский, как доска, асфальт
по колее бывшей УЖД — от 50 до 190. Так что реальный набор там
километра четыре. Ну или нам слишком легко катилось
по финским дорожкам :)
Re: 16-17 мая - скатались в Финляндию [#222558]18.05.2010 14:01
Aleksa
ильюша, ты меня испугал первым набором высоты, вторым тоже
озаботил, у нащих в крыму за 300 или 400км всего то 3000м
было, причем не по асфальту, а по грунту Smile
а вобще молодцы! сколько часов в первый день ехали?
андрюша с вами всю дорогу что ли ехал, вещи вез? Smile
Re: 16-17 мая - скатались в Финляндию [#222564]18.05.2010 14:19
ilya_m
молодцы! мне там понра - хорошо и спокойно

набор по треку можно оч по-разному считать
у мя по альтиметру в финке было примерно 100м набора на 10км

в крыму примерно 9к было
Re: 16-17 мая - скатались в Финляндию [#222565]18.05.2010 14:21
Zverik
Ой, Саш, там всё время вверх-вниз — накопиться могло сколько
угодно. Под конец первого дня на некоторых подъёмах уже пешком шёл.
Из электрички вышли в 9:10, приехали в Мансикку в 19:50.
На следующий день ехали с 10 до 17, потому что уже были уставшие :)

Юлин велосипед зверски катит, она без вопросов сможет проехать
бревет по Финляндии :) С Андреем пересеклись только в Мансикке,
и потом встретились в Иматре. Там трек слегка оборвался
(финиш между мостами у водопада): батарейки сели.

gpx приложил, там ещё несколько точек интересных.

видели музейную УЖД под Коннунсуо :)
Re: 16-17 мая - скатались в Финляндию [#222568]18.05.2010 14:30
Aleksa
все просто, юлин cube хорошо обмыли! Smile Smile а кто
зажимает проставу, тот катит плохо, кхекхе Wink

ты фотки, фотки гони в студию!
Re: 16-17 мая - скатались в Финляндию [#222583]18.05.2010 17:09
Zverik
Начну, что уж тут. Карту выложил, трек — тоже.

Выехали на экспрессе 7:24—9:07: очень удобные кресла, мало людей,
тихо и равномерно. Правда, место для велосипедов — только
в первом и последнем тамбурах. Ну или пачкать одинокое неудобно
поставленное сиденье. Турникеты в Выборге тоже не очень удобны.

День выдался солнечным, и мы сразу покатили. Где-то на центральной
площади некие дети тоже наворачивали круги на велосипедах, о чём
нам рассказал перекрывающий улицу ДПС-ник, но желание скорее
попасть в Финляндию перевесило любопытство. Завтрак ещё ворочался
в желудках, поэтому остановка на перекус была запланирована
только в Нуйамаа.

Вдоль Сайменского канала я ехал впервые. Красиво, конечно.
Примерно в 7,6 км после первого шлюза заметил за небольшим
озерцом слева маленькую плотину. Скатались туда (закорючка есть
на треке) — и нашли красивый водопадик. Рядом с грунтовкой стоит
мусорное ведро, можно цивилизованно отдохнуть.

Таможня действительно проходится без очереди и деклараций.

До abc на 13-го шоссе мы не доехали, свернули в посёлок. Проехав
чуть в дебри, достигли конца дороги, упирающейся в красивый
небольшой пляж с пирсом, с видом на ворота Сайменского канала.
Вода холодная, так и не окунулись за два дня.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5945.JPG

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5947.JPG

По берегу идёт начало 13-го шоссе, ныне опустевшего: раньше
здесь была таможня, где скучающие пассажиры могли пройтись
до пляжа или просто позырить на Сайму сквозь кусты. Потом
таможню построили в другом месте, спрямив въезд и убрав трафик
из посёлка, а здесь остался пропускной пункт-призрак.

Магазин в Нуйамаа оказался рыбным, и я почему-то решил: «ну его
нафиг». Последствия такого решения дошли до меня через четыре
километра, когда, как выражается Саша, «в команде начался
голодный бунт». Из еды с собой была только поллитровая бутылка
лимонной воды. Магазинов нет, за окном воскресенье, ехать ещё
дофига. Карта рассказала, что ближайший магазин — в Коннунсуо.
Ну ок.

За мостом через канал дорога спускается к нему и идёт вдоль.
Если не прошляпить указатель для велосипедистов (на котором
ничего не нарисовано, но среди длинных слов можно заметить
pyöräily), можно свернуть ближе к воде, и там неожиданно
встретится вот такой агрегат:

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5950.JPG

Натурально, велосипедный паром. Перебравшись, можно посидеть
за заботливо установленным столиком, а можно продолжить путь
по совершенно обычной грунтовке. Она идёт промеж нового и старого
каналов, очень далеко. По сути, два канала идут параллельно
до самой Лаппеенранты, но спасают немногочисленные мосты. Нам
попался небольшой, предположительно сдвижной мостик, ведущий
в какую-то деревню. Оттуда выехали на грейдер до шоссе.

Фотографий мало: не будем портить удовольствие от будущих
покатушек, ггг

В Коннунсуо в поисках магазина доехали до величественных зданий
из красного кирпича, обнесённых колючей проволокой. Раньше
здесь были лагеря военнопленных, которых доставляли по УЖД
от канала. После войны дорогу перепрофилировали в торфовозную,
а затем и вовсе закрыли и разобрали. Здания, судя по всему,
остались и теперь там тюрьма. Её, говорят, закроют в 2012 году.

Магазина не нашли, поэтому сели перекусить в баре на перекрёстке.
Там из быстрой еды продаются только лакрица, чипсы и мороженое.
Взяли по эскимо и кока-коле, подобно нескольким другим путникам,
остановившимся там же.

Перекусив, продолжили путь на северо-восток, ибо там должен был
быть музей УЖД. О нём — позже.

Вернувшись к бару, повернули на запад и, подгоняемые попутным
ветром, по абсолютно плоской дороге рванули к каналу. Там
взглянули на шлюз (ничего интересного, уже сыты шлюзами)
и поехали по восточному берегу канала. Где-то там посередине
съехали на грунт у воды.

Ещё перед Мустолой нашли старый шлюз на старом русле:

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5978.JPG

Уровни воды на нём сейчас одинаковые, но створки теоретически
открыть можно. Внутри плещется мелкая рыба, которая периодически,
приняв ручейки от верхней створки за ручей, выбрасывается
на бетон и потом в шоке пропрыгивает обратно.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5980.JPG

Через канал перекинут мостик, дорога продолжается посередине.
Недолго: под 6-м шоссе всё разрыто в память о почти завершённой
стройке нового моста, да и проезд мимо шлюза, почему-то, закрыт,
так что вырулили на асфальт. Там же стоит музей канала, закрытый
по выходным.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5981.JPG

От музея можно спуститься к воде, где разбит красивый парк
и стоит много мемориалов дней минувших. На этом, например,
по-фински и по-русски написано: «Николай I начал, Александр II
закончил». Разумеется, переделывать построенное русскими всё
равно пришлось финнам век спустя.

По странной тропинке заехали на следующий мост, по высоте
сопоставимый с нашим вантовым (но с куда более красивым видом).
И въехали в Лаппеенранту.

План был — пообедать в abc, но сначала пришлось полосить
до Билтемы, чтобы купить велозамок. И возвращаться против ветра.

Замок стоил 4€, обед — по 10€ на человека. Оооочень вкусно!

На одометре была сотня километров. На часах — четыре по финскому
времени. По плану собирались приехать в Мансикку к девяти.
Катило нормально, так что решили ехать не самым коротким путём:
через Рехулу. Там заехать в магазинчик в Сайманхарйу и чесать
в хостел.

Блин, какими же трудными были эти тридцать километров до магазина!

Встречный ветер всю дорогу (как такое возможно вообще?), жуткий
рельеф вида /\/\/\/\/\/\/\, да ещё велосипед катил ужасно. Юля
тихонько крутила педали позади, совершенно не подавая признаков
усталости. Что за чудо-машину мы ей собрали!

Когда рекламируют Мансикку, всегда забывают упомянуть, что
по дороге к ней нужно одолеть два самых, наверное, высоких
холма во всей южной Финляндии. Съехав с плоской 408-й дороги,
нужно сначала подняться на 35 метров, затем спуститься к озеру
и объехать его, затем снова подняться на 35 метров. Это, извините,
высота двенадцатиэтажного дома. Вид с моста похожей высоты:

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5988.JPG

Скоро уже можно будет говорить: «знаменитый мост на подъезде
к Мансикке...»

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5989.JPG

Приехали с тяжёлым мешком продуктов (4 кг только жидкостей) в 18:40.
Не было ни сил, не желания ремонтировать свой велосипед, каретка
которого иногда издавала такие душераздирающие скрипы, что я
сразу прикидывал в уме, где ближайшая точка схода и сколько
дотуда пешком.
Re: 16-17 мая - скатались в Финляндию [#222616]18.05.2010 23:35
Zverik
Сложео сказать, кого именно возили по узкоколейке после постройки
её в 1924 году: пленных или просто преступников. Вся информация
по ней сосредоточена в финской википедии и вот на этом
информационном щите:

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/narrow/IMG_5963.jpg

Помимо заключённых, поезда брали гражданских — вплоть до подвозки
детей в школу. Также по линии возили торф на предприятие в Муукко.
Расцвет линии пришёлся на военное время.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/narrow/IMG_5962.JPG

Как водится, трезвый расчёт показал, что возить торф машинами
куда выгоднее, чем поддерживать железную дорогу. Лишние пути
убрали в 1964. Дорога до канала, если правильно понял,
использовалась тюрьмой до конца 70-х. В 1981 году один из
локомотивов был передан музею УЖД, трасса прекратила существование.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/narrow/IMG_5953.JPG

«Музей» встречает туристов таким вот несуразным составом,
в котором сложно заподозрить нечто большее, чем игрушку.
Локомотив умудряется глупо выглядеть со всех сторон:

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/narrow/IMG_5952.JPG

...и поэтому верится, что именно в таких вагончиках ездили
финны в тридцатых годах.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/narrow/IMG_5961.JPG

Те финские слова, что я знаю, не упрощают понимание надписей,
а вовсе наоборот. Что за автоматическая оплата? «Ф» (на самом
деле, «op») — банк, «Metehe» — фабрика металлических изделий.
Похоже, поезд обклеен рекламой. Зато следы домашних животных
на стенах выглядят очень мило:

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/narrow/IMG_5957.JPG

Внутри кабины видна канистра керосина со шлангом к двигателю,
в работоспособности которого я не сомневаюсь. Перед локомотивом —
широкие рельсы в лес.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/narrow/IMG_5955.JPG

За углом устроили классическое депо из бочек. Почему не оставили
поезд в нём — загадка.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/narrow/IMG_5968.JPG

После депо рельсы внезапно становятся уже.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/narrow/IMG_5969.JPG

Вагонетке всё равно, а как такое сужение перенесёт поезд с весьма
широкими колёсами? Ему, наверное, всё равно: под его весом
дерево едва прогнётся, что уж говорить про железную рельсу.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/narrow/IMG_5964.JPG

Подготовлено примерно 117 метров, но есть намёки на продолжение.
По болоту, разумеется — как и положено для узкоколейки.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/narrow/IMG_5966.JPG

Рядом с трассой свалены рельсы и даже целые стрелочные переводы:

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/narrow/IMG_5973.JPG

По пути расставлены знаки и семафоры, склад справа надстроен
сложной системой лестниц и переходов, что это и для чего — мы
не смогли догадаться.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/narrow/IMG_5972.JPG

Видно, что любители УЖД серьёзно подходят к делу, хотя музеем
это сложно назвать: больше походит на игрушку, слабо связанную
с историей. Сто метров пути — небольшая достопримечательность.
С другой стороны, в Финляндии что-то около четырёх, максимум пяти
узкоколейных музея, и посетить хотя бы один — уже удача.
Косвенные признаки показывают, что этим с недавнего времени
занимаются плотно, и уже через год-полтора, наверняка, можно
будет прокатиться по полноценной железной дороге.
Пусть и не исторической.
Re: 16-17 мая - скатались в Финляндию [#222622]19.05.2010 00:13
Игорь_М
И Это всё?????
Требую продолжения.....
Щикарный отчёт, Щикарные фотки.......
Что то я совсем разленился, пора срываться.............
Re: 16-17 мая - скатались в Финляндию [#222627]19.05.2010 02:11
Aleksa
Ильюша, порадовал, спасибо за узкоколейку дружище! Thumbs Up
плюсадын к Игорю, гони продолжение! Smile
Re: 16-17 мая - скатались в Финляндию [#222646]19.05.2010 13:25
Zverik
По 408 шоссе есть несколько достопримечательностей. Во-первых,
мост над каналом, вырубленным в скале (обозначен как
Muinaisjäännöksiä, запишите). Во-вторых, упомянутый в книжке
Гуревича холм, который очень высок, вот только сверху ничего
нет, и даже вдаль не посмотреть из-за деревьев со всех четырёх
сторон. На въезде в Лаппеенранту, если свернуть с главной
дороги, можно найти укрепления, почти крепость.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5991.JPG

Разумеется, тоже на возвышенности, откуда красив как город, так
и заливчик с пристанью, и фонтан в его центре.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5992.JPG

Финны подстригают даже траву вдоль шоссе, что уж говорить
о городской территории. При нас над укладкой булыжной мостовой
трудились две финских девушки. Вокруг околачивались памятники.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5990.JPG

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5994.JPG

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5993.JPG

На последней картинке воспевается бревно, по преданию уплывшее
по рекам крови, пролитой в сражениях за крепость. Должен сказать,
почти на всех фотографиях этого памятника, почему-то, пропадает
само бревно. Не иначе, часть утраченной шведской стелс-крепости.

Заглянули во все (оба) книжные магазины города в поисках моего
любимого журнала — не нашли. Поехали в Евромаркет, перекусили.
У входа сидел парень непонятной национальности и медленно
растягивал гармонь. Юлиного сувенира в магазине тоже не оказалось.
Вздохнули, оценив ветер, и медленно тронулись в сторону Иматры.

...и через 20 км увидели высокие здания целлюлозного комбината
«Ботния», первого признака, что мы доехали до Йоутсено.
Формально, конечно, мы уже ехали в центре посёлка, но вы же
знаете финнов — пока не упрёшься в знак «центр — здесь», никогда
не догадаешься, что вообще находишься в городе.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5996.JPG

Центр, почему-то находящийся по другую сторону шоссе от фабрик
и жилья, кишит супермаркетами и забегаловками. Есть библиотека,
но от книжного магазина — только вывеска. Остановились у S-Market
под протяжные звуки гармошки в руках, похоже, того же самого
парня. Юля сбегала в магазин и нашла, наконец, себе сувенир. Хоть
половина плана — и то хорошо. Выпили, закусили и поехали.

Мысль посидеть на берегу привела нас сначала к воротам комбината,
затем — на пирс (где и посидели), затем, по традиции грунтовых
покатушек, захотелось поехать не по обозначенному на карте
веломаршруту, а паралелльно чуть севернее. Видите в треке
закорючку на полуостров? Вот результат. Поняв, что выделываться
хватит, вернулись на шестой веломаршрут.

Дальше до цифры «6» идёт строительство отдельной велодорожки
и новой развязки с шоссе. Обозначенное место для купания какое-то
совсем дурацкое, даже не спускались. Затем кусок качественного
грейдера, затем незамысловатый асфальт до Иматры.

В городе по плану поехали смотреть на совмещённый
автомобильно-велосипедно-железнодорожный мост. Хотя к тому
времени кататься вдоль дорог уже поднадоело, и на деле хотелось
доехать до финиша, купить вкусной еды и всё разом съесть.
Однако график, у нас же график, поэтому вот:

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_5999.JPG

Иматра — дыра дырой. На берегу широченной Вуоксы возделывают
поля. Пляжей по восточному берегу нет, только кусты и камни.
Домов тоже нет, зато есть железная дорога от Светогорска.
Признаки разумной жизни косвенны:

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_6000.JPG

Как вы уже знаете, чтобы почувствовать, что вы куда-то приехали
в Финляндии, нужно ехать в самый центр. В Иматре это — пятачок
километр на километр к западу от водопада, где сосредоточены
все магазины и кафе. Вывеска книжного магазина там тоже есть,
мы застали даже рабочих, которые суматошно перевозили туда полки
из помещения Евромаркета.

Туалет в тамошнем Евромаркете работает от монеток в 50 центов.
Разумеется, эти монеты почти не встречаются в живой природе,
в отличие от 5, 10 и 20-центовых залежей. Слегка оросили пересохший
водопад.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_6001.JPG

Посидели-перекусили на одном берегу, затем перебрались на другой.

http://not.textual.ru/zverik/photos/finland1005/IMG_6003.JPG

Дождались Андрея и уехали.
1
Хитрая команда: Туризм